Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 :
Одновременно материал кольчуги Св. Георгия из церкви Св. Врачей в Кастории (Рис.5) передан с помощью полуокружностей.---------Рис.5. Св. Георгий, XII в., фреска церкви Св. Врачей, Кастория, Греция.Прикреплена картинка:
Севаст Откуда: Москва
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : 29 Октября, 2010 - 20:49:04
Из этой же церкви происходит изображение кольчуги, где крой доспеха не вызывает сомнений в интерпретации. Это фреска Св. Воина (Рис.4), выполненная одновременно с изображением Св. Федора с предыдущего изображения. Материал кольчуги передан с помощью колечек.----------Рис.4. Св. Воин, XII в., церковь св. Пантелеймона, Нерези, Македония.Прикреплена картинка:
Севаст Откуда: Москва
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : 29 Октября, 2010 - 20:42:45
То, что на представленных изображениях мы имеем дело с кольчугами подтверждает ряд византийских изобразительных источников. Аналогией доспеху на иконе Св. Дмитрия (Рис.2) является доспех святогоФедора на фреске XII века из церкви Св. Пантелеймона в Нерези (Рис.3). Материал защиты корпуса изображен в виде колечек, чтоявно представляет кольчугу.----------------Рис. 3. Св. Федор, XII в., фреска церкви Св. Пантелеймона, Нерези, Македония.Прикреплена картинка:
Севаст Откуда: Москва
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : 29 Октября, 2010 - 20:31:56
Материал защиты корпуса Св. Дмитрия на второй иконе так же передан с помощью полуокружностей. В отличие от предыдущего изображения, рукава и юбка панциря имеют «птеригообразный» вид. Подробное описание таких рукавов и κρεμασματα имеется в полемологическом трактате X века «Стратегика» (Praecepta militaria) [6]. В трактате эти элементы описаны как стегано-набивная защита, которая может быть дополнительно усилена с помощью кольчужного полотна [7]. Представляется, что в случае с иконой «Три святых воина» мы имеем дело именно с такой защитой бедер, а полуокружностями мастер передаеткольчужное полотно.-------------6. Стратегика / Пер. и ком. А.К. Нефёдкина. СПб.,2005.7. Баранов Г.В. Об одном типе неметаллическойзащиты византийской армии // Военнаяархеология. М. Вып. 2 (в печати).-------------Рис. 2. Св. Дмитрий, XI-XII вв., Национальный заповедник «Херсонес Таврический».Прикреплена картинка:
Севаст Откуда: Москва
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : 29 Октября, 2010 - 20:15:31
Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. IIГ.В. БарановТРИ ВИДА ΛΩΡΙΚΙΑ КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВНА СТЕАТИТОВЫХ ИКОНАХ ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ХЕРСОНЕСА(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)[1]Одним из самых загадочных моментов в истории употребления защитного вооружения в византийской армии является сообщение императора Константина Багрянородного в его трактате «О церемониях византийского двора». В этом источнике император перечисляет вооружение солдат, находящихсяна кораблях: 70 κλιβανια, 12 λωρικια, и 10 λωρικια κοινα для экипажа дромона, 60 κλιβανια и 10 λωρικια (которые могли быть κοινα ) для памфилоса и 10 κλιβανια, 2 λωρικια ψιλα и 8 λωρικια κοινα для экипажей хеландий [2]. Как видно из этого перечисления, в империи существовали три вида лорик, которые отличали друг от друга: λωρικια, λωρικια κοινα и λωρικια ψιλα.Как убедительно показал греческийисследователь Т. Колиас, под термином λωρικια в византийской литературе следует понимать кольчугу [3]. Колиас так же предположил, что термин λωρικια ψιλα (тонкая) обозначает кольчугу, изготовленную из тонких и мелких колец [4].На наш взгляд анализ изобразительных источников Византии позволяет взглянуть на проблему лорик Константина Багрянородного с несколько иной точки зрения.Здесь наиболее интересными являются две стеатитовые иконы из раскопок средневекового Херсонеса. Это икона «Три святых воина» XII века (Рис.1) на которой изображены Свв. Феодор Тирон (?), Георгий и Дмитрий [5], и икона с изображением Св. Дмитрия XI-XII веков (рис.2). Эти иконы выполнены в одном стиле с применениемблизких художественных приемов, а наличие изображения нескольких вариантов доспехов позволяет оценить вариативность применяемых комбинаций защитных элементов.На этих иконах привлекают внимание доспехи Св. Дмитрия. На первой иконе доспех Св. Дмитрия выполнен в виде «кирасы», дополненной юбкой κρεμασματα. Материал «кирасы» и κρεμασματα передан с помощью полуокружностей, создающих эффект «чешуек».---------------1. Статья написана на основе доклада, сделанногона заседании Проблемного совета «Военнаяархеология».2. [Constantinus Porphirogentius] ConstantiniParphirogeniti imperatoris De cerimoniis aulaeByzantinae libri duo, ed. II. Reiske. Bonn, 1829.Bd. I. P. 669, 16 f.3. Kolias T.G. Byzantinische Waffen: Ein Beitrag zurByzantinischen Waffenkunde von den Anfangenbis zur Lateinischen Eroberung by. Wien, 1988. S.39 40.4. Ibid. S. 39.5. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IXXIIвв. М., 1978. C. 95.------------------Рис. 1. Христос коронует Святых воинов Федора, Георгия и Дмитрия мученическим венцом, XII век, Национальный заповедник «Херсонес Таврический».Прикреплена картинка:Отредактировано архонтом: Геннадий, 29 Октября, 2010 - 20:55:47
Севаст Откуда: Москва
» » » ТРИ ВИДА ΛΩΡΙΚIA [КОЛЬЧУГИ] КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВАИстория. Религия. Философия. Литература
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА :: ТРИ ВИДА ΛΩΡΙΚIA [КОЛЬЧУГИ] КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий